Ингушская свадьба — проведение и народные традиции

Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Ингуши отличаются своей благородностью

Также, у ингушей есть обычай, который можно назвать одним из видов состязательности – это благородные поступки.

Отличительной чертой ингушского народа является уважение к старшему поколению и, конечно же, к родителям. В правила большей части молодежи всегда входят нормы поведения. Например, обязанность пропускать старшего на дороге. Старший, всегда говорит первым. Нельзя перебивать взрослых или вступать с ними в полемику, кроме того, нужно слышать и прислушиваться к советам старшего поколения. Родители должны быть сдержанными к своим детям. Что касается отцов, то они не могут поднять своего ребенка на руки, если рядом есть более взрослый человек.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Как начинались отношения

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии

Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.

Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.

После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.

В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.

Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Жизнь

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена. Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.

Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.

Приметы и суеверия: подготовка девушки к прощанию с отчим домом

К замужеству славянские невесты готовились тщательно, с трепетом. После сговора и объявления дня женитьбы девушка садилась собирать приданное, в этом ей помогали подруги. Приданное состояло из тканых вещей: рушников, отрезов домотканого полотна, одежды. Подготовка могла занимать несколько недель.

В вечер перед свадьбой девушка прощалась со своей девичей жизнью и подругами. Она дарила подружкам по подарку. Обычно отдавали нарядные девичьи украшения в знак перехода в новый статус. После замужества у молодки появятся новые украшения с женскими обережными знаками, помогающими родить здоровых детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]