Правила обряда венчания в православной церкви22.03.201006:46

Некогда венчание было единственной законной формой брака. Сейчас же людьми вполне светскими оно воспринимается как красивое действо, торжество, шоу после регистрации в загсе. И относятся к нему так же, с непониманием сути браковенчания. Священники признают, что если перед храмом смех, шампанское рекой, а в церкви жeниx и нeвecтa, с родными и друзьями, ожидaя окончaния литургии, рaзговaривaют, ходят по хрaму, cтaновятcя cпиной к обрaзaм и иконоcтacу, то венчание для них скорее дань моде, следование лишь внешней стороне красивой традиции.

Отказывать в венчании им, конечно, не будут, для отказа существуют более веские причины.

Церковно-канонические препятствия к браку

Православной церковью четко определены причины, по которым таинство венчания совершаться не может.

  1. Не допускается вступление в брак более трех раз.
  2. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять крещения перед венчанием.
  5. Не венчают брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.
  6. Препятствием к совершению браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к таинству венчания свидетельство о государственной регистрации брака.

Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.

Если же препятствий к венчанию нет, то и для истинно верующих, и тех, кто просто отдает дань моде, существуют общие правила.

Перед венчанием

Вопрос о конкретном месте проведения венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, таинство должно совершаться в «своем» храме. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться венчание. Можно либо поговорить с несколькими батюшками из разных храмов и выбрать того, с кем почувствуете духовное родство, либо просто записаться в выбранной церкви на определенное время – тогда обряд проведет «дежурный» священнослужитель. Во многих храмах существует предварительная запись, сделать ее может любой родственник, присутствие жениха и невесты не обязательно.

Для подготовки к причастию в день венчания надо выполнить несколько условий.

  1. Поститься в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед венчанием.
  2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
  3. Необходимо воздержаться от интимных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед венчанием.
  4. Прочесть перед причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Для венчания необходимо приготовить:

  • обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
  • венчальную пару икон: с изображением Спасителя и с изображением Божьей Матери;
  • венчальные свечи;
  • рушник (полотенце).

Для кого запрещен обряд

Одна из главных основ, которую нужно знать, это, конечно, кому откажут в процедуре. Ведь есть несколько ограничений, препятствующих такому браку. Батюшка не сможет провести церемонию, если:

Для остальных же двери храма открыты и им ничто не помешает оформить отношения перед Богом. Многие интересуются можно ли венчаться беременным, на это любой священнослужитель ответит, что даже нужно. Ведь по христианским понятиям, ребенок должен рождаться исключительно в духовном браке.

Во время венчания

В день венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Венчание – довольно долгий обряд. Он совершается в течение нескольких часов. Обряд начинается с обручения, во время которого молодые обмениваются кольцами. Священник является «проводником» между супругами и Господом, он объявляет волю Божью и благословляет пару. Священнослужитель читает молитвы за спасение жениха и невесты, а затем просит Бога самого благословить их союз. В самом начале обряда священник вручает молодым две свечи, которые должны гореть на протяжении всей церемонии.

Во время брaкоcочетaния Церковь ни о ком больше не молитcя, кaк только о двоих лицaх – жeниxе и невеcте (только один рaз произноcитcя молитвa «зa воcпитaвших родителей»).

Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. В современных условиях это правило (из-за большого количества венчающихся в одном храме пар) часто не соблюдается.

На венчание девушка должна придти с покрытой головой (в фате или платке), в закрытом белом платье, с минимумом украшений и косметики, в удобной обуви – несколько часов придется стоять неподвижно. К одежде мужчины особых требований нет. Кроме самих венчающихся, в церкви должны присутствовать два свидетеля для того, чтобы держать короны над головами венчающихся во время церемонии. У всех участников церемонии должны быть нательные крестики.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Когда можно венчаться

Лучшим временем для свадебных торжеств издавна считается осень, зимние дни от Крещения до Масленицы, первое воскресенье после Пасхи (Красная горка) и лето между Петровым и Успенским постами.

В 2010 году венчаться можно в эти дни:

  • Апрель – 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 30
  • Май – 2, 3, 5,7, 9, 10, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30
  • Июль – 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 30
  • Август – 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 29, 30
  • Сентябрь – 1, 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15, 17, 19, 22, 24, 29
  • Октябрь – 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 31
  • Ноябрь – 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 24, 26.

Венчание не совершается:

  • по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • в течение Великого (с 15 февраля по 3 апреля), Петрова (с 31 мая по 11 июля), Успенского (14-27 августа), Рождественского постов (с 28 ноября по 6 января);
  • накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;
  • в продолжение Святок, от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • в течение Сырной седмицы (Масленицы);
  • в течение Пасхальной (Светлой) седмицы (Пасха в 2010 году – 4 апреля, Пасхальная седмица 5-11 апреля 2010 г.);
  • в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (10, 11сентября), и Воздвижения Креста Господня (26, 27 сентября).

В особых случаях с благословения архиерея для молодоженов может быть сделано исключение. Но лучше всегда уточнять конкретную дату венчания заранее в том храме, где вы планируете провести обряд.

Где можно обвенчаться в челябинске

Дорогие братья и сестры!

М ы принимаем заказные требы с помощью всех доступных средств связи и мессенджеров.

Это означает, что вы можете заказать требы (заказные обедни, сугубые, панихиды, записки на молебны) наиболее доступными и удобными для вас способами, а именно: 1. По телефону храма. 2. В комментариях под постом в Вк.. 3. В личном сообщении настоятелю храма в Вк. 4. В личном сообщении настоятелю храма в мессенджерах Viber и WhatsApp по тел. 8-919-349-96-32.

Также, если вы имеете возможность и желание внести добровольное пожертвование, это можно сделать на карту № 4276 7208 8582 9897 Сбербанк России (для физ. лиц) либо по номеру телефона 8-919-349-96-32 (Сбербанк России).

Свидетели

В дореволюционной России браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружка, подружие или шаферы. Они подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Теперь поручителей (свидетелей) может и не быть – по желанию брачующихся: церковь на венчание правила очень строгого в этом отношении не распространяет.

Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей.

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]