Рушник для каравая на свадьбу: история древней славянской традиции


Что такое свадебный рушник и каким он должен быть?

Рушник символизирует жизненный путь, поэтому он присутствует в ритуалах начала пути (рождение, крестины), перехода (свадьбы, сборы в путь) и погребения (похороны). Полотно вышивали соответствующими случаю узорами-символами, украшали лентами, тесьмой и кружевом.

Основной цвет рушника – белый как символ чистоты, добра и защиты против злых сил. В таком исполнении полотенце выполняло декоративную цель, а не повседневную (например, вытирание рук или как скатерть на стол).­

Вышитые рушники для свадьбы хранятся в каждой славянской семье.

Русская традиция говорит, что рушник – это символ добра и удачи в любом начинании, а в начале семейной жизни тем более

Кроме свадебного применения старинный славянский рушник брали с собой в дорогу военные и люди, отправляющиеся на заработки, чтобы им сопутствовала удача на чужой стороне. На похоронах тело покойника накрывали рушником или стелили под ноги. В знак траура полотно вывешивали на окне или воротах. Кроме этого, рушник служил предметом одежды в старину. Его укладывали женщины вокруг головы и называли «намиткой». А мужчины перевязывали полотном пояса.

Издавна верят, что свадебный рушник является сильным оберегом семейной жизни, и его лучше изготовить своими руками. На Руси считалось, что именно невеста обязана вышить рушник своими руками. Она как бы вышивает узор будущей семейной жизни. Поскольку девушек выдавали замуж молоденькими, чтобы успеть подготовить все к свадьбе, невесте помогали в вышивке родственницы.

Ткань брали цельную, которая не состояла из нескольких кусков. Орнамент должен был быть непрерывным, начинаясь от одного края и заканчиваясь на другом краю, как символ непрерывной счастливой жизни. Жених и его родственники по сложности и изяществу узора рушника судили о терпении, умении и усидчивости невесты.

В настоящее время на свадьбах используется только один рушник – под свадебный каравай, с которым родители встречают молодых

На таком полотне часто изображается пара птиц (голубки или жаворонки), как символ любви и счастья. Доброе пожелание для молодоженов и их имена тоже вышивают на рушнике. Обязательно присутствуют цветочные мотивы, как знак процветания, появления детей и счастья. Цвет вышивки в большинстве своем красный. Этот цвет символизировал тепло, солнце и красоту.

На свадебных рушниках часто встречается традиционная надпись: «Хлеб и соль». На Руси существовал обычай встречать гостей с хлебом и солью на пороге дома. Хлеб и соль означают достаток и благополучие тех, кому подается каравай, а соль еще и оберегает против дурного взгляда. Гости тоже могли принести с собой хлеб с солью, как пожелание хозяевам процветать.

Размеры рушника могут быть любыми, но по традиции ширина и длина должна делиться на семь частей без остатка. На Руси он имел ширину 35-40 сантиметров и длину 3-5 метров.

Каждый решает сам, сшить для обряда полотно или покупать рушник на свадьбу. Свадебные салоны предлагают большой ассортимент этих предметов. В церковных лавках тоже продается этот товар. Цена рушника зависит от используемой ткани и сложности вышитых узоров и в среднем находится в диапазоне от 300 до 5000 рублей. Но если вы решите заказать вышивку полотна у профессиональной рукодельницы, то рушник обойдется вам еще дороже.

Некоторые способы применения рушников в традиции

— Похожий способ ношения рушника, видимо, с той же целью магической поддержки применяли на свадьбе в Калужской губернии (потомки вятичей): жених венчался «с рушником, один конец которого засунут за пазуху, а другой – в правый рукав» (А.В. Гура Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М. 2012, С.319).

— «Того, кто сажал в печь свадебный каравай, подвязывают утиральником и сажают на покутье, чтоб каравай не разошелся, не расплылся» (А.Н. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. Том 3. М. 1995, С. 216).

— В обряде проводов в армию «Мать, перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. При этом произносилось напутствие. Не в прямой речи, а в иносказательной или стихотворной. Нечто вроде: «Служы – нэ тужы» или «Пэрэвьяжу тэбэ пичальныком, шоб був ты начальныком»» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 116).

— «Полотенце, рушник …символизировали дорогу. …Так, перевязывая призывника рушником и приклепляя ему платочки, участники обряда негласно желали ему доброго пути» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 118).

— Для защиты свадебного поезда: полотенцами украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке М.1990).

В Калужской области обвязывая возчика полотенцем крест-накрест приговаривали: «в случае, если оборвется вожжа, чтобы было чем подвязать» (И.Л. Симакова Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах. М. 2000, С.112).

— «… в Житомерской обл. во время мора скота ткали за одну ночь обыденные полотенца и привязывали на рога скотине» (Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Том 4. М. 2009, С. 439).

2. Ритуалы изменения социального статуса

а) обещание взаимной верности

— В станицах Кубани невеста, провожавшая своего парня в армию, украшала его следующим образом: «цепляла на грудь первый, специально ею подготовленный и вышитый платочек. А правую руку она же перевязывала полотенцем. Затем все приглашенные девушки «уквичалы» парня платочками. …это было действительно публичной демонстрацией парнем и девушкой взаимной верности. Она его будет «ждать со службы», а он не привезет со службы новую невесту…это полотенце хранила мать провожаемого до возвращения сына из армии. Затем, если молодые женились, мать доставала это полотенце и вручала им» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 118).

б) брачная клятва

— «На ручнiку стаяла, / За белую ручку дзяржала/ Да Якубку прысягала» (Фальклор у запiсах Яна Чачота i братоу Тышкевiчау. Мiнск 2005, №94, С. 65).

в) развод

— «При разводе у восточных славян разрывали или разрезали полотенце (свадебное) над проточной водой или на перекрестке» (А.В. Гура Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М. 2012, С.42).

3. Средство трансформации пространства

а) создание водной преграды:

— В волшебных сказках в эпизодах бегства героев от злодея (Яги, Кащея, Чуда- Юдо, Некрещенного Лба и пр.) брошенный за спину рушник или взмах им образует водную преграду: «Увидала девица, что Яга их догоняет, и бросила щетку. Перед Ягой вырос густой лес…Бегут они, а Яга опять стала нагонять, вот – вот схватит. Бросила девица полотенце, и сзади них появилась широкая река» (Переславское Залесье. Фольклорно-этнографическое собрание С.Е. Елховского. Выпуск 2. М. 2012, № 2, С.252). Или в сказках сюжета «Три царства»: ««Еще бог милостив! Есть у меня оборона от царя Некрещеного Лба!» Махнула назад щеткою – и сделался большой дремучий лес…махнула назад гребенкою – и сделалась большая-большая гора…махнула назад полотенцем – и сделалось великое-великое море. Царь прискакал к морю, видит, что дорога заставлена, и поворотил домой» (Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том 2. М. 1957, №№224, 225, С. 204, 207).

б) устроение дороги, перехода:

— «В с. Первомайское, когда кто-нибудь умирает, «вешают на паличке два полотенца…Переход упакойника – вроде, раздашь эти, утиральники»…»Эт палатенце на переход упакойника», ну, чай, каму-нибудь итдадут» (Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Том 1. М. 2012, С.392).

4. Средство личной трансформации / Превращение человека в животного и обратно:

В сказке «Иван -царевич и железный волк» герой оживляет «живящей и целящей водой» жену старика и тот в благодарность дает царевичу волшебный рушник: «…махни рушничком и сделайся котиком, потом вбежишь в хату и подслушаешь, что станут они (ведьма и ее дочери) говорить, чтоб тебя извести: а когда захочешь сделаться опять человеком, то выбеги на двор, махни рушничком – и станешь человеком» (Украинские сказки и легенды. Симферополь 1971, С.183).

5. Индикатор состояния героя / Магическое оповещение:

В сказке «Иван Быкович» с сюжетом «Бой на Калиновым мосту»: «На третью ночь собирается на дозор идти Иван Быкович; взял белое полотенце, повесил на стенку, а под ним на полу миску поставил и говорит братьям: «Я на страшный бой иду; а вы, братцы, всю ночь не спите да присматривайтесь, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит – ладно дело, если полна миска набежит – все ничего, а если через край польет – тотчас спускайте с цепей моего богатырского коня и сами спешите на помочь мне»» (Диво дивное, чудо чудное. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М. 1988, С. 91). То же и в сказке «Буря- богатырь Иван коровий сын»: «Подходит третья ночь, собирается Буря-богатырь на караул: поставил на стол свечку, воткнул в стену ножик, повесил на него полотенце, дал братьям колоду карт и говорит: «Играйте, ребята, в карты, да меня не забывайте; как станет свеча догорать, а с этого полотенца будет в тарелке кровь прибывать, то бегите скорей на мост, ко мне на подмогу»» (Диво дивное, чудо чудное. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М. 1988, С. 82).

6. Средство магического отнятия / прибавления молока:

— В 1984 году в Брестской области Белоруссии был записан рассказ о том, как знахарь с помощью рушника показал каким образом ведьма отняла молоко у хозяйской коровы: он перекинул полотенце через жердь в хате а под ним поставил деревянный сосуд «цэбэр» и стал тянуть за рушник. «И тягне за того ручника, утиральника, молоко у цэбэр тече, ей-богу прауда!» (О.В. Белова «Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры. М. 2002, С. 78).

– «Росу – это на Юрия. Нужно до солнца рано выйти. Взять освященную тряпку — вот, например, как святят на Пасху, несут в церковь, то какую-нибудь там скатерку или там какой рушник, и уж это берегут. Вот я хочу у соседки молоко отобрать. Вот я уже иду на её межу и на ее жито. …Уже этой тряпкой потягну два раза, она мокрая от росы. Прийду домой и выкручу росу на свою корову – и мне богато молока, а у нее мало. Вот этим занималися» (перевод мой. А.Гура, О. Терновская, С. Толстая Материалы к Полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этно-лингвистический сборник М. 1983, С. 86). Точно таким же способом, собирая росу на своем поле для своей коровы повышали свои удои.

7. Для предков в поминальные дни:

На Троицу в окно вывешивали полотенце — «родители будут утираться», а утром смотрели, если полотенце мокрое – это кукушкины слезы (А.В. Никитина Зачем крестить кукушку?… // Русский фольклор ХХХIV материалы и исследования. С.-Пб 2011, С. 192).

8. Для снятия с души покойного греха самоубийства:

«На крест удавленникам или утопленникам трижды вешают или полотенце, или материал какой. Первый раз повесят и следят, когда люди снимут, что вешается, значит люди и снимут грех с души» (Т.И. Рожкова Некоторые аспекты изучения традиционной культуры русских южноуральского региона// Русский фольклор ХХХII материалы и исследования. С.-Пб 2004, С.270).

9. На любовь в новой семье:

«На второй день свадьбы на Кубани дружки рано утром будят молодую и посылают ее за водой для умывания свекра и свекрови – новых родителей молодой жены. Она подает для вытирания свое полотенце, и, поклонившись три раза в пояс, целует всех в хате. Рушник же, которым утирались свекор и свекруха, молодая вешает на иконах» (Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар 2009, С.109).

10. Для обретения ритуальной чистоты:

После приезда свадебного поезда на двор невесты сватов спрашивают издалека ли они пришли. Те подтверждают, что издалека, со стороны невесты им подносят воду и рушник со словами «Як то вы здалэка, то найдить им воды, бо воны, можэ, кобылу лупылы, то трэба побаныть им рукы…». После вытирания рук поднесенными рушниками, сваты перевязывают эти полотенца себе через плечо, и только после этого их впускают во двор и принимают от них угощение стороне невесты (Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар 2009, С.92).

Праздники и обряды

1. На Вознесение девочки-подростки устраивали пир отдельно от взрослых, в сарае, на веранде. Это помещение украшали рушниками. Обычай бытовал до 1960-х годов ХХ века, каждая девочка приносила свой рушник (Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязань 2001, С.139).

2. Обряды Троицы – кумление, «кукушка» — завязывание и развешивание на березах, выбранных для обряда (Гасанов Д.А. Фольклор «Приобнинского края». Обнинск 2006, С. 30-31).

3. В Костромском крае «был зафиксирован сложный ритуал гадания в овине под Новый год, в котором фигурировал не только накрытый на двоих стол, но и расстеленные на земле полотенца; в 12 часов ночи девушка опять приходила к овину и спрашивала три раза: «Суженый-ряженый, приходил ли ужинать?» — затем смотрела – есть ли следы на полотенцах и по кушаньям, если следы есть, то это к замужеству (Смирнов В. Народные гаданья Костромского края. Кострома 1927, с.63)» (Славянский и Балканский фольклор. Обряд, текст. М. 1981, С. 16).

4. В белорусском весеннем обряде «куст» украшенную зеленью девушку водили по дворам селения, славя хозяев, желая им здоровья и счастья. Считалось, что «где Куста ходила, там пшеница родила». Девушку – «куст» во дворе ставили на рушник выражая тем самым своё уважение «гостье от бога» (Т.I. Кухаронак. Маскi у каляндарнай абраднасцi беларусау. Мiнск 2001. С.111).

Свадьбы

1. «…Приносила ко мне сваха что четыре рушника. Выбирала я у свахи рушничек себе один, Выпроваживала сваху за тесовы ворота…» (Сборник народных песен П.В. Киреевского. Ленинград 1986, том 2. №493, с. 200. Плясовая, без указания места записи, сюжет уникален, середина 19 века).

2. «А на елке жениху полотенце принесут» (Гасанов Д.А. Фольклор «Приобнинского края». Обнинск 2006, С. 35).

В белорусской свадебной песне поется: «Взвеселилась хата, / Что невеста богата. / Рушников навешала, / Свекровь потешила» (перевод мой. У.I. Раговiч Песеены фальклор Палесся. Том 2 вяселле, С. 326). В Рязанской области на второй день свадьбы гости снимали со стен «утирки» новобрачной и, подпоясавшись ими, отправлялись в дом молодой. Там угощение, пляска. Там – угощение, пляска. Возвращаясь назад, дорогой пели, плясали, били в косу Полотенца молодой в доме родителей мужа – знак того, что сюда пришла еще одна хозяйка (Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. Рязань 2001, С.139, со ссылкой на Мансурова).

Игры, танцы

1. В кубанской станице Ладожская танок (хоровод) «На песку да на камешку селезень косицы вьёт» вели, взявшись за вышитые полотенца (Н.И. Бондарь Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2012, С. 140, со ссылкой на КОВ. 1873. №9).

2. Игра на Троицу «Прясло». Соревновались парни с двух концов села, для игры сооружали поперек улицы плетень длиной 3 м и высотой 1 м. По сигналу к плетню бежали по одному игроку от каждой команды, надо было перепрыгнуть через плетень, обогнуть его с обеих сторон и вернуться к своей команде. Эстафетной палочкой служило полотенце, повязанное через плечо. Проигравшая команда говорила победителям: «Можете теперь выбирать невесту с нашего конца». Если же два игрока сталкивались, то игра откладывалась до следующего года (Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. 1994, С. 83).

3. В свадебной забаве — «Снопы вязать – это все на свадьбе. Говорят: «Умеет ли наша молодая снопы вязать?» Она берет полотенце, кладет молодого на лавку и перевязывает его, как сноп, а потом подтыкает… Вот одного, помню, положила молодая на пол, да еще коленкой придавила, снопы вязала так» (А.Ф. Войтенко Что ни двор, то говор. М.1993, С. 166).

4. В свадебной забаве второго дня свадьбы «Умывки»: «Все сажей мажутся у колодца, смеху было! Набалуются, потом потеряха (сваха) покрывает ушат полотенцем, чтобы воды больше не лили. Только потеряха покрывает ушат» (А.Ф. Войтенко Что ни двор, то говор. М.1993, С. 174).

5. Героиню Святочного игрища «Мыланка» на Кубани наряжали в традиционную одежду «Юбку завешивали льняным вышитым рушником» (П. Ткаченко Кубанские обряды. Краснодар 2010, С. 82).

Сколько рушников нужно для венчания и на свадьбу?

По старинной традиции для свадьбы нужно подготовить не один рушник, а несколько полотен. Иногда их количество могло доходить до 40. Первый рушник при сватании невеста дарила сватам, как согласие выйти замуж. Он был самым прекрасным и длинным. Для украшения свадебных повозок и спин лошадей славяне тоже использовали эти расшитые полотна.

Кроме этого, их преподносили, как подарок семье жениха. Наименьшее число полотен на свадьбу – пять: под ноги, под каравай, для связывания рук, для иконного уголка в доме и для подарка невесты семье жениха.

Родители обязательно благословляют молодых, и для этого присутствует икона на рушнике.

В старину такое полотно вышивала мать и старшие родственницы невесты

Кроме этого, необходим рушник для каравая на свадьбу. Полотенце под каравай служит символом счастья и пожеланием легкой семейной жизни.

А вы знаете, как выглядит рушник для венчания под ноги? При венчании в церкви кладут белый рушник под ноги молодым. Жених с невестой как будто стоят на облаке перед Богом и дают супружеские клятвы.

Это полотно считается самым главным на свадьбе. Никакие надписи, цветы и кольца не вышиваются на нем, чтобы не мешать Господу связывать молодых священными узами брака. Во время обряда священник уже другим рушником перевязывает вместе руки жениха и невесты в знак единения и верности.

Почему суевериям следовать не нужно

Суеверия свойственны любому ритуалу. И свадьба не является исключением. Поэтому приметы и суеверия есть и у свадьбы. Но верить или надеяться на них не следует.

Они не являются гарантией исполнения того или иного предсказания. А только повышают вероятность подобного исхода того или иного действа в жизни пары.

Каждый сам решает, что является для него приметой, а что — суеверием, чему верить, а чему нет.

Но важно знать ключевые свадебные приметы, о которых важно помнить в ходе подготовки к свадьбе и узнать, каковы популярные суеверия и не поддаваться панике. Это позволит создать идеальную свадьбу, наполненную позитивными эмоциями, весельем и радостью.

Отличить приметы от суеверий просто. Достаточно включить логику и подумать о том, что является основой для появления поверья. Страх или стремление соблюдать благоприятные традиции? Раньше люди старались соблюдать особенности свадебных ритуалов, поэтому знали ключевые приметы, изучали символизм знаков.

Приметы разнообразны. Самыми популярными являются следующие.

  • Жениху не следует видеть платье невесты до свадьбы;
  • Длина платья — длина супружеской жизни;
  • Перед свадьбой паре надо скушать один десерт на двоих, тогда влюбленные будут жить дружно и благополучно;
  • Когда выкуп завершен, наряд жениха и невесты надо соединить булавкой (и не разъединять влюбленную пару до места регистрации брака);
  • Предварительно, за некоторое время до старта церемонии надо прикрывать лицо невесты фатой, это убережет от сглаза;
  • Когда жених забирает невесту из дома родителей, мать девушки моет полы — это означает легкостью дороги в новый дом (порог мыть не надо, это сулит скорый возврат к родителям);
  • У невесты наряд обязан быть цельным (в случае наличия отдельной юбки и корсета, это сулит несчастной супружеской жизнью);
  • Ссор не будет, если перед тем, как войти в дом пары, молодожены разобьют тарелку «на счастье», возьмутся за руки и вдвоем переступят через осколки;
  • Пара будет жить безбедно, если на выходе из места бракосочетания их будут осыпать деньгами и пшеницей.
  • Особое внимание уделяли дате торжества. Считалось, что лучшие дни — 7,12, 3, 5, 9 числа месяца.
  • Несчастливым считали 13-е число, которое предрекало браку неудачи.
  • Кольцам также уделялось особое значение. Подробнее о выборе по ссылке.

Интересно!

Что делать с рушником после свадьбы?

После свадьбы рушники нельзя дарить кому-нибудь или выбрасывать, если вы не хотите лишиться стабильной и счастливой семейной жизни. Полотна аккуратно складывают и сохраняют на память о прошедшем торжестве. В годовщину или юбилеи совместной жизни их достают и украшают интерьер. На серебряную и золотую свадьбу на рушнике подают каравай.

На Руси пожилая семейная пара могла подарить свой свадебный рушник только своим детям. Так полотно могли передавать из поколения в поколение, особенно по женской линии.

После развода вы сами должны решить, как лучше поступить с полотном. Вы можете отнести рушник в церковь, где он пригодится для крещения детей-сирот и малоимущих людей. Или можно подарить его кому-нибудь, кто собирается проводить обряд, в котором понадобится рушник.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]