Как начать, и что нужно, чтобы снимать свадьбы?
Для того чтобы стать плохим свадебным фотографом, и отвратительно снимать свадьбы не нужно ничего, будем считать что эту стадию мы уже прошли. Основная ошибка начинающих свадебных фотографов – они начинают снимать свадьбы, не будучи ни морально, ни технически готовыми к этому процессу, гонятся за деньгами. Про технику мы поговорим далее, сейчас про моральный настрой.
Отличительные особенности свадебной съемки — большая динамика съемочного процесса. Нужно успевать снимать и постановочные кадры и репортаж, успевать ловить эмоции влюблённой пары и гостей, быть готовым снимать при любом освещении, в любую погоду, и вообще быть готовым к неожиданностям и быстрой смене обстановки, и всё это на протяжении 10-12 часов.
Прежде чем начинать снимать свадьбы, нужно:
- Полностью освоить свой фотоаппарат, уметь снимать во всех режимах съемки (особенно в «А» — приоритете диафрагмы)
- Набить руку и собрать портфолио в постановочной съемке и съемке love-story.
По сути своей одна из важнейших частей свадебной фотографии – съемка прогулки, а это, не что иное, как съемка love-story, которая состоит в во многом из постановочных фотографий. Начинать можно со знакомых парочек, но лучше всего тренироваться на незнакомых людях, таким образом, развивая навыки общения, поддержания настроения и работы в условиях, приближенных к боевым.
- Научится работать с внешней вспышкой, в помещениях с плохим освещением. Внешняя вспышка – неотъемлемая составляющая арсенала техники свадебного фотографа, что делать если у тебя ее нету, ты узнаешь далее.
- Набить руку в репортажной фотографии, снимая праздники, и другие мероприятия, в идеале лучше тренироваться на застольях, чтобы научится правильно снимать людей за столом. Эти навыки будут незаменимы на свадебном банкете.
- Общение, общение и еще раз общение. Фотограф это не призрак на свадьбе. Больше всего общения во время съемки свадьбы у молодых происходит именно с фотографом, они ждут уверенности и подсказок что и как им делать, часто нужно подбодрить, успокоить, расслабить и рассмешить хорошей шуткой. Свадьба – это, прежде всего праздник, и хороший свадебный фотограф – это фотограф, который может поддержать праздничное настроение, а то и преумножить его, и передать его с помощью своих фотографий!
- Приучить себя снимать только в Raw – формат и научится его обрабатывать.
- Если есть возможность – начать снимать свадьбы в качестве второго фотографа.
Итак, когда у тебя «набита рука» и есть успешный опыт съемок love-story, репортажных съемок в разных условиях, опыт общения и съемки незнакомых людей, и чем больше такого опыта, тем лучше, процент провальных съемок стремится к «0», то можно переходить к съемке в боевых условиях и наработке своего свадебного портфолио.
Совет №1. Без резких изменений
На свадебной фотосессии не нужно хаотично менять позы каждые пару секунд. Такая суматоха не обеспечит вас бОльшим количеством удачных кадров, а вот фотографа и жениха может сбить с толку
С чего начать, и как наработать свадебное портфолио?
Первое время, когда у тебя еще нет свадебного портфолио, заказы на свадьбы могут идти только от близких друзей и родственников. Если хочется больше заказов и реального заработка, то нужно активно действовать. В фотографии хорошее портфолио это не менее половины успеха. Ведь встречают «по одёжке». Вторая половина – это твои коммуникативные навыки и то, какой результат и какое впечатление ты оставишь.
Поначалу портфолио неоткуда взяться, потому, что нет опыта, а опыту неоткуда взяться, потому что нет портфолио, и нет заказов. Такой вот замкнутый круг получается.
Разорвать его можно начав снимать свадьбы вторым фотографом или в роли ассистента основного фотографа. Первое время придётся поработать возможно бесплатно, но эти инвестиции времени и сил позже щедро окупятся! Ведь сначала ты работаешь на портфолио, потом оно работает на тебя. Соответственно нужно напрашиваться на съемки к знакомым фотографам, а еще лучше к профессионалам, фотографии которых тебе нравятся и служат ориентиром. Зачем им тебя брать? Фотограф на свадьбе – как ёлка обвешан фотооборудованием, часто нужно что-то принести-подать, подержать отражатель. Так же хорошая идея поснимать гостей, пока основной фотограф работает с парой.
Вспышка
На первых порах вам вполне хватит какого-нибудь китайского аналога фирмы Yongnuo. Они не идеальны, но привлекают своей бюджетной ценой. Бесспорными лидерами среди вспышек являются флагманские модели Canon Speedlite 600 EX или Nikon Speedlite SB-910. Вы сразу почувствуете, насколько слаженно и без нареканий Speedlite работают в парах с родными камерами по сравнению с китайскими вспышками.
Для съёмки со вспышкой не забудьте сделать или купить отражатель. Он очень пригодится, если вы поймёте, что в конкретном съёмочном месте вам не удастся переотразить свет вспышки от стен или потолка. Мой первый отражатель был изготовлен из куска пластиковой чёрной папки (чтобы выглядел стильным :)) и приклеенной на него белой матовой самоклеящейся плёнки. Поверьте, выглядело это в разы лучше, чем сложенный в несколько раз альбомный лист.
P.S. Забудьте о встроенной внутрикамерной вспышке — она бесполезна и беспощадна к глазам ваших клиентов.
Оборудование для свадебного фотографа.
Почему я говорю про оборудование после навыков? Да потому что хорошая фототехника поможет развить навыки фотографа, но совершенно не поможет при их отсутствии.
Важный момент – начинающие фотографы далеко не всегда готовы инвестировать большие средства в фототехнику для съемки свадеб, тем более, если у них еще нет такого опыта и они не уверены будут ли серьезно заниматься свадебной фотографией. В этом случае на помощь приходят фотопрокаты. Почему фотопрокаты это спасение для новичков? А потому, что на зеркальный фотоаппарат начального уровня часто просто невозможно получить качественный результат в условиях со сложным освещением. А если речь идет о коммерческой съемке свадьбы, то стоимость аренды закладывается в стоимость съемки и начинающий фотограф убивает сразу несколько зайцев: предоставляет качественные фотографии паре, что самое важное во всём этом процессе, и получает качественные снимки себе в портфолио. Так же важно упомянуть о впечатлении, которое фотограф с проф. техникой и с зеркалкой начального уровня, которая сейчас есть у каждого 4-го, произведет на гостей. В первом случае вероятно появление других заказов от тех, кто видел такого фотографа в работе, во втором очень маловероятны. Но главное конечно результат съемки.
Выбор фотоаппарата для свадебного фотографа
Для съемки свадьбы лучше всего использовать фотоаппарат с полнокадровой матрицей, уже знакомой тебе фирмы (той, что и твой нынешний фотоаппарат, если он начального уровня). Конечно же, использование полнокадрового фотоаппарата или фулфрейма это рекомендация, и это не означает, что свадьбу нельзя снять на кроп. Просто фотоаппарат с полнокадровой матрицей имеет ряд преимуществ – более высокие рабочие ISO, что позволит делать качественные снимки с небольшим уровнем шума, большое разрешение матрицы, что пригодится для кадрирования, и другие. Подробнее о моделях фотоаппарата для свадебных фотографов читай в след. статьях, я планирую написать подробный обзор фототехники для съемки свадеб. Подписывайся на обновления, чтобы не пропустить.
Объективы для съемки свадьбы
Объективы для съемки свадеб должны удовлетворять следующим критериям:
- Быть резкими на всех фокусных расстояниях
- Быть светосильными, желательно с постоянной светосилой 2.8 (для зум-объективов)
- Быть универсальными. Можно упустить самый важный момент во время смены оптики, поэтому лучше выбрать 2 качественных объектива, которые перекроют самые рабочие фокусные расстояния (например, 24-70 f2.8 и 70-200 f2.8) и другие объективы по своему усмотрению. Про объективы для съемки свадеб так же будет отдельная статья.
Другое оборудование
Так же хорошо при себе иметь:
- Удобную фотосумку или фоторюкзак, куда влезет всё оборудование
- Внешнюю вспышку
- Отражатель для съемки в солнечную погоду.
- Запасные аккумуляторы к вспышке и фотоаппарату.
- Запасную камеру. Свадьба это такой момент, который нельзя переснять, и показатель хорошего сервиса – это готовность к любым неожиданностям.
Это основной набор фотооборудования на свадьбу, каждый дополняет его по-своему.
Выбор камеры
Sony, Canon, Nikon — не принципиально. Все эти бренды выпускают отличные камеры. Начинающий фотограф особой разницы среди них не увидит. Выбирайте ту, с которой вам будет удобно работать. Хорошо лежит в руке, удобно расположены кнопки и управление интуитивно понятно — всё, берём. Эргономика камеры очень важна. Удобная камера поможет вам максимально быстро вносить коррективы в настройки в зависимости от условий съёмки. Мой выбор пал на Nikon.
На что ещё стоить обратить внимание при выборе тушки? На стоимость линейки топовых объективов (когда вы выйдете на более высокий уровень съёмки, вам обязательно захочется увидеть в своём рюкзаке объективы из этой линейки).
А также на сервисное обслуживание. В вашем городе есть центры по ремонту фототехники? Техника имеет нехорошее свойство ломаться в самый неподходящий момент. Как показывает практика, сложнее всего найти сервисный центр для камер Sony. Конечно же, если вы не живёте в столице.
Вы, наверное, в курсе, что зеркальные камеры есть полнокадровые и «кропнутые». Что же лучше? Разберёмся с примерами камер, актуальных и действительно рабочих «лошадок» для нашего времени.
«Кроп-фактор» определяет физический размер матрицы вашей камеры. Камеры, кроп-фактор которых равен 1, называют полнокадровыми. Современные примеры таких камер: Nikon D600/D610, Nikon D800/D810, Canon 6D, Canon 5D Mark III, Sony а7 и другие. Камеры, чей кроп-фактор равен 1,5 и больше, называют в среде фотографов «кропнутыми». Это Nikon D90, D7000/D7200, Canon 70D, Canon 100D.
Чем больше физический размер матрицы, тем дороже сама камера, причём существенно. И, само собой, начинающий фотограф резонно сделает ставку на «кроп», не зная, в чём же разница. А основные различия в следующем. Чем больше матрица, тем:
- больше детализации на фотографиях;
- меньше шумов на фотографиях, снятых на высоких значениях ISO;
- лучше проработаны полутона и переходы от одного цвета к другому;
- меньше ГРИП, что положительно сказывается на боке (которое так любят невесты!)
Можно сразу поздравить тех фотографов, кто начинает с полного кадра. Но только обладатели «кропов» смогут испытать тот неописуемый восторг, который случается в жизни фотографа при переходе на камеры полного кадра. Как говорится, не поймёшь, пока не попробуешь.
Вывод: из перечисленных выше камер любая справится с первой съёмкой свадьбы, тем более что шедевров от вас, скорее всего, ждать не будут. =)
P.S. Имея в своём арсенале «кропнутую» камеру, не спешите покупать к ней много объективов. При переходе на полный кадр вам придётся провести ревизию своих «стёкол» и от большинства избавиться.
Подготовка к съемке
- Прежде всего, нужно проработать план съемочного дня, который обсуждается перед съемкой. Должны быть проработаны 2 маршрута на прогулку: 1-й для хорошей погоды, 2-й для плохой. Хорошо знать несколько запасных мест, неподалеку от маршрута съемки.
- Фотограф на свадьбе должен следить за временем и понимать, сколько времени нужно на съемку, сколько на дорогу, согласовывая эти моменты с водителем и парой.
- Оговорив места съемок, полезно будет пройтись по ним, присмотреть ракурсы, набросать идеи для съемки и всё это записать в блокнот.
- Если будущие молодожёны не уверенно чувствуют себя перед камерой, можно (и даже нужно) предложить им снять предсвадебное love-story, на котором они привыкнут к тебе и твоему фотоаппарату, что позволит им быть более раскованными на самой свадьбе и как следствие получить более живые и эмоциональные фотографии. Кстати фотографии с love-story можно будет показать в виде слайд-шоу на самой свадьбе, что, несомненно добавит тебе очков, и послужит дополнительной рекламой твоих услуг.
- Обсуди с парой реквизит. Реквизит поможет раскрепоститься и придать съемке индивидуальность. Постарайся предложить что-то действительно оригинальное, шарики, мыльные пузыри, и нелепые таблички есть у многих, мода на это прошла. А вот хорёк или свадебная такса ближе к делу.
Главное в работе с парой – это настроение! Для них свадьба – это праздник, а не марафон по созданию 1500 постановочных фотографий. Поэтому первым делом нужно следить, чтобы им было комфортно, ни холодно, ни жарко, у невесты ноги не стирались в кровь (нужно настоятельно посоветовать взять на съемку удобную сменную обувь).
В ЗАГСе нужно проявить весь свой профессионализм и оперативно, в условиях недостаточной освещенности сделать постановочные снимки перед регистрацией, не упустить моменты, взгляды, эмоции гостей на самой регистрации, и сделать хороший общий снимок с гостями после. Если в ЗАГСе ты в первый раз, себе в помощь можно поискать работы более опытных коллег из нужного ЗАГСа, и использовать их как подсказку поз и мест, и конечно же импровизировать.
Ребятам, конечно же, нужна будет твоя поддержка и совет как лучше встать, поэтому нужно знать определённое количество поз для фотографирования (можно сделать себе шпаргалку на телефоне). Но самые живые фотографии получаются, когда люди ведут себя естественно. Тут у каждого фотографа свои техники и методы. Я просто прошу ребят сделать какое-то действие: прогуляться, посмотреть друг другу в глаза и сказать самые нежные слова и т.д.
Гости на прогулке могут, как задать настроение, так и всё испортить. Не самая удачная идея таскать их всю прогулку за собой, лучше сначала всех желающих снять с молодыми, а потом предложить им придумать творческое поздравление, или придумать им квест, чтобы у вас с парой было время спокойно сделать задуманные снимки. Но всё индивидуально и эти моменты важно оговаривать на встрече перед съемкой.
Самое главное это настроение и эмоции, если этого нет, нужно приложить все силы, чтобы это создать (тут фотограф выступает в роли психолога), если есть, то просто получать удовольствие со всеми, и делать снимки, которые передадут это настроение.
Подготовьтесь за день до съёмки
Я всегда готовлюсь к съёмке за день до церемонии. Мой ритуал подготовки включает в себя:
- Подготовку плана съёмки.
- Зарядку всех батарей.
- Установку полностью заряженных батарей в камеры и вспышки.
- Подготовку карт памяти и их форматирование.
- Ревизия и очистка объективов и камер.
- Упаковка оборудования в фотосумку.
Приготовившись к съёмке заранее, вы оставляете себе достаточно времени для того, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли и всё оборудование находится в рабочем состоянии.
Совет №4. Лучшие ракурсы
Даже у подиумных моделей есть ракурсы, в которых и ноги короткие, и бока висят, да и лицо какое-то дурацкое. Так что не нужно стоять у зеркала вместе с Инста-профилем моделей на телефоне и сокрушаться
Профессиональный фотограф подскажет выгодные ракурсы, но их можно поискать самостоятельно. Поставь телефон на подоконник или полочку, включи съемку видео, отойди подальше от телефона и попробуй зафиксироваться на пару секунд в разных позах. Меняй не только наклон головы, но и плечи, руки, изгиб спины, поочередно отставляй вперед ноги – в общем, играй с позами по полной, попробовав как можно больше изменений.
После пересмотри видео, сделай скриншоты моментов, где ты выглядишь лучше всего, и проанализируй их: так ты увидишь рабочие стороны и невыгодные ракурсы, а это очень поможет во время свадебной фотосессии.
Совет №9. Обыгрывай платье
Шансов пощеголять в свадебном платье не так много, чтобы их упускать