Обучение вальсу: основные шаги, движения и техники, схемы

Классический вальс — это основа классического бального танца. Он является основной или составной частью многих отечественных бальных танцев: Вальс-миньон, Фигурный вальс, Вальс-гавот, Вальс-мазурка.

Вальс классический исполняется по 3-ьей позиции ног.

Музыкальный размер — 3/4.

Один полный вальсовый поворот на 360 град. (полный тур классического вальса) состоит из двух частей (двух полутуров): первой половины поворота (на 180 град.) и второй половины поворота (на 180 град.).

Полный вальсовый поворот занимает 2 такта музыкального сопровождения. Каждая половина поворота занимает 1 такт.

Исполняя вальсовые повороты, партнеры продвигаются вперед по линии танца.

Музыка

Музыкальный размер 3/4.

Темп медленный или умеренный.

Счет: И-1-И-2-И-3

Подготовительные упражнения

  • Выведение ноги на носок — battement tendu (баттман тандю) по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
  • Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
  • Танцевальный шаг
  • Па вальса

ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ ВПРАВО ПО ОДНОМУ

Исходное положение:

Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.

Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)

Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса).

1 такт – Первая половина вальсового поворота

Счет Описание движения
Затакт (И)(Перенести вес на левую ногу.)
Правую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги из 3 поз.).

Слегка смягчить колено опорной левой ноги.

1Скользящий шаг правой ногой вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке правой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться спиной к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.)
Перенести вес на правую ногу.

Чуть смягчить колено правой ноги.

Левая нога остается позади правой ноги на носке, слегка согнутая в колене.

ИЛевая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с правой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.).
Левая нога выпрямляется. (Колено правой ноги смягчено.)
2Шаг левой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы.
Перенести вес на левую ногу.

Правая нога остается в стороне на носке.

Колени выпрямлены.

ИСкользящим движением подтянуть правую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади левой ноги.
(Вес — на двух ногах.)
3Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (левая нога спереди).
Перенести вес на правую ногу.

2 такт – Вторая половина вальсового поворота

Счет Описание движения
Затакт (И)Левую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги из 3 поз.).
Слегка смягчить колено опорной правой ноги.
1Скользящий шаг левой ногой вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке левой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться лицом к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.)
Перенести вес на левую ногу.

Чуть смягчить колено левой ноги.

Правая нога остается перед левой ногой на носке, слегка согнутая в колене.

ИПравая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с левой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.).
Правая нога выпрямляется. (Колено левой ноги смягчено.)
2Шаг правой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы.
Перенести вес на правую ногу.

Левая нога остается в стороне на носке.

Колени выпрямлены.

ИСкользящим движением подтянуть левую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади правой ноги.
(Вес — на двух ногах.)
3Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (правая нога спереди).
Перенести вес на левую ногу.

Виды вальсов

  • Именно венский вальс предпочитали на балах высокого уровня в Европе, он же и украшает ежегодный Венский бал. Количество тактов этого танца составляет около 60 в минуту. Так как это быстрый вальс, он не простой, сравнительно с другими стилями танцев, к тому же сопровождается чередой стремительных поворотов. Венский вальс входит в Европейскую программу соревнований по бальным танцам.
  • Медленный вальс отличается от венского темпом исполнения, его следует танцевать в два раза медленнее — около 30 тактов в минуту. Вальс Бостон — также можно отнести к медленным типам вальса. Как и венский, медленный вальс входит в Европейскую программу соревнований.
  • Фигурный вальс является разновидностью венского, но он отличается наличием дополнительных движений: взмах ногой, вскакивание на одно колено и так далее.
  • Аргентинское вальс или танго-вальс — смесь вальса и танго. Движения этого танца во многом схожи с танго, но исполняется он в танцевальном размере и из третьей позиции, как вальс, однако вальсовая строгость для него не характерна.

Замечания:

  • Выполнять каждую часть поворота точно на 180 град. (Останавливаясь точно по направлениям: спиной к центру, лицом к центру.)
  • Поворот на 180 град. осуществляется за первый шаг.
  • Поворот исполняется одновременно с продвижением вперед по диагонали (вдоль линии танца).
  • Второй шаг исполняется точно в сторону, вдоль линии танца.
  • Второй шаг обязательно должен быть с подъемом на полупальцы.
  • После выполнения каждого шага полностью переносить вес корпуса на ногу. (Вторая нога должна быть свободна от веса корпуса.)
  • Все шаги выполняются с носка.
  • Шаги выполняются плавно, без резких толчков.
  • Движение и вращение должно быть непрерывным, без остановок.
  • Точно соблюдать 3-ью позицию ступней.
  • Колени при движении не напряжены.

Выбор музыки для танца

Важную роль для начинающего танцора играет и выбор подходящей музыки. Танцевать вальс лучше всего под классические вальсовые композиции.

  1. «Вальс цветов» Чайковского. Это одна из самых нежных мелодий, на которые стоит обратить внимание. Она была написана специально для известного балета под названием «Щелкунчик». Многим людям эта мелодия известна из-за того, что она звучала в одноименном советском мультике.
  2. «Весенние голоса» Штрауса. Эта композиция была написана в конце XIX столетия. Тем не менее вальс под нее танцуют и сейчас. Мелодия идеально подходит для первых выступлений начинающих танцоров.
  3. «Свадебный вальс» Дога. Эта мелодия была написана всего за одну ночь. Популярной она стала после выхода знаменитого советского фильма под названием «Мой ласковый и нежный зверь». Мелодия считается одним из самых красивых киновальсов. Как понятно из названия композиции, ее очень любят молодожены. Под эту композицию и сейчас часто ставят свадебные танцы. Вальсировать под изящную и легкую мелодию довольно просто.
  4. «Вальс №7» Шопена. Это одна из наиболее известных композиций, написанных этим композитором. Танцевать под нее могут как опытные танцоры, так и начинающие.
  5. «Золушка» Прокофьева. Эта мелодия является частью одноименного балета. Именно под нее главная героиня известной сказки танцевала до наступления полуночи. Нежная и легкая мелодия подходит для создания различных танцевальных постановок.

Освоив основы танца, а также научившись импровизировать, можно пробовать вальсировать под современные мелодии.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ В ПАРЕ:

«ОБМЕН МЕСТАМИ — РУКИ НАКРЕСТ»

Исходное положение:

Танцующие стоят парами в кругу, лицом к центру, девочка – справа от мальчика.

Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).

Руки партнеры соединены перед корпусом накрест (крестообразно) — правая рука мальчика с правой рукой девочки, левая рука мальчика с левой рукой девочки (левые руки сверху).

Партнеры совершают движение поочередно.

Во время движения руки не разъединяются.

Сначала мальчик исполняет полный тур вальса, обходя девочку. (Девочка в это время движения не делает.)

1 такт

— Мальчик исполняет
Первую половину вальсового поворота
и заканчивает его спиной к центру, точно напротив девочки.

2 такт

— Мальчик исполняет
Вторую половину вальсового поворота
и заканчивает его лицом к центру, рядом с девочкой, справа от нее.

Партнеры поменялись местами.

Затем девочка исполняет полный тур вальса, обходя мальчика. (Мальчик в это время движения не делает.)

3 такт

— Девочка исполняет
Первую половину вальсового поворота
и заканчивает его спиной к центру, точно напротив мальчика.

4 такт

— Девочка исполняет
Вторую половину вальсового поворота
и заканчивает его лицом к центру, рядом с мальчиком, справа от него.

Партнеры вернулись на свои места.

История и развитие

Вальс впервые появился в 70-х годах ХVIII века, но ближайшие сто лет он был под запретом на балах и приемах. Чопорные аристократы и служители церкви осуждали этот танец. Ведь держать свою даму за талию на глазах у всех было неприличным.

Вальс возник среди простого народа. Но нельзя назвать одну страну, где исполняли этот танец. В нем прослеживаются мотивы сразу нескольких наций:

  • австрийский лендлер;
  • чешский фуриант;
  • французская вольта.

Лендлер сначала был частью обряда сватовства. Юноша кружил вокруг себя девушку, которая ему понравилась. Так он показывал серьезность своих намерений. Фуриант — настоящее театральное представление. Гордый молодой человек хватал симпатичную партнершу за талию, притягивал к себе и танцевал с ней. А вольта — это постоянные повороты и кружения пар.

Больше всего современный вальс похож на лендлер. Из сельских праздников он попал в дома аристократов благодаря Марии Терезии — эрцгерцогине Австрии. Девушке настолько понравился танец, что она перенесла его в зал своего дворца.

Замечания:

    При исполнении первой половины поворота:
  • первый шаг правой ногой выполняется вперед по диагонали перед партнером;
  • после шага и поворота на правой ноге необходимо оказаться напротив партнера, лицом к нему;
  • второй шаг левой ногой должен быть небольшим, чтобы остаться перед партнером.
  • При исполнении второй половины поворота:

  • первый шаг левой ногой выполняется вперед по диагонали близко к партнеру, рядом с его правой ногой;
  • после шага и поворота на левой ноге необходимо оказаться в одну линию с партнером, лицом к центру;
  • второй шаг правой ногой должен быть очень небольшим, чтобы не отходить далеко от партнера.

На что ориентироваться?

Когда помещение готово, можно приступать к занятиям. На что ориентироваться — личное дело каждого, кто-то легко копирует движения, просматривая эпизод из фильма, а кому-то нужны подробные разъяснения со схематическими изображениями.

В том, как научиться танцевать вальс, нельзя делать одного — следовать только письменному описанию движений. Движение нужно увидеть. Иначе можно заучить что-то совершенно неправильно.

Музыка на начальном этапе не нужна, движения разучиваются по счету, который можно просто записать на обычный смартфон.

ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ (ПОЛНЫЙ ТУР ВАЛЬСА) ВПРАВО в паре В ЗАКРЫТОЙ ПОЗИЦИИ

Исходное положение:

Закрытая позиция для классических бальных танцев:

Танцующие стоят парами в кругу, мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру. При этом партнеры слегка сдвинуты влево относительно друг друга («левосторонняя стойка»).

Ноги – в 3 позиции: у мальчика — левая нога спереди, у девочки — правая нога спереди. В закрытой позиции носок правой ноги девочки должен располагаться между ступнями мальчика.

Руки партнеров:

Правой рукой мальчик придерживает девочку за спину, под ее левой лопаткой. Локоть правой руки мальчика приподнят в сторону. Все пальцы кисти правой руки мальчика собраны и направлены чуть вниз (кисть опущена пальцами вниз).

Кисть левой руки девочки лежит правом плече мальчика. Девочка придерживает плечо мальчика между большим и средним пальцами. Остальные пальцы собраны вместе. Кисть прямая, продолжение руки. Локоть левой руки девочки лежит на правой руке мальчика.

Левая рука мальчика и правая рука девочки соединены во 2-ой позиции (руки — чуть ниже плеча, локти слегка согнуты и направлены назад). Соединение кистей — «за пальчики»: ладонь левой руки мальчика немного развернута вверх; пальчики правой руки девочки лежат на пальчиках левой руки мальчика; кончики пальцев направлены в центр ладони; партнеры придерживают пальцы друг друга большим пальцем.

Головы партнеров слегка повернуты влево.

Можно тренировать вальсовые повороты в паре сначала с крестообразно соединенными руками. Или можно соединить руки в учебную позицию: руки партнеров соединены предплечьями на высоте 2 позиции. Мальчик поддерживает девочку под локти, кисти рук девочки лежат на локтевых сгибах мальчика. Локти округлены.

Партнеры совершают движение одновременно.

1 такт (Полтура вальсового поворота):

Мальчик исполняет Вторую половину вальсового поворота вправо

Девочка исполняет Первую половину вальсового поворота вправо

2 такт (Полтура вальсового поворота):

Мальчик исполняет Первую половину вальсового поворота вправо

Девочка исполняет Вторую половину вальсового поворота вправо

Как научиться танцевать вальс

Этот танец родился в Вене в 1880-х годах, его популярность быстро перешла в другие страны и поддерживается, по сей день.

Позже, как и со многими танцами, вальс стал разнообразнее, и появились другие виды. Например, Венский, это танец быстрого формата; международного стандарта — это танец только в закрытой позиции, а вальс, который исполняется в открытой позиции, наиболее популярным был в Италии.

Конечно, более подходящий возраст для обучения — ранний. В конце концов, дети лучше запоминают всё новое, и тело быстрее усваивает движения. Если по какой-то причине вы никогда не принимали участие в танцевальных программах, но чувствуете, что хотите это исправить, тогда наберитесь терпения.

Не сдавайтесь и будьте готовы к тому, что с первого раза получается у единиц. Важно сохранять настойчивость и со временем будете исполнять разновидности вальса. В идеале, даже в кротчайшие сроки, можно пойти на ускоренные курсы, либо брать частные уроки. Конечно, это не бюджетный вариант, но в этом случае можно избежать распространенных ошибок, инструктор выявит Ваши способности и подберёт виды подготовки.

Как эффективно обучаться вальсу

Перед обучением необходимо расставить приоритеты. Что для Вас важно – научиться танцевать профессионально или просто покружить в красивом наряде на тематическом вечере. Если Вам важнее мастерство, то стоит поискать частного преподавателя.

  • Прежде всего, индивидуальные уроки позволят эффективно спланировать свободное время. Личный преподаватель объективно оценит Ваши перспективы и поможет добиться поставленной цели. Чтобы максимально углубить в процесс найдите время узнать о видах вальса, их истории и особенностях.
  • Чтобы выучить хотя бы один вид танца, нужно научиться чувствовать ритм музыки. Один из вариантов – это выполнение домашних хлопот на фоне музыки. Вслушивайтесь в музыкальные переходы. Попробуйте мысленно станцевать под играющую музыку.
  • При возможности оттачивайте умения с помощью обучающих видео. Уединённая домашняя обстановка поможет вам сосредоточиться на процессе. Видео позволяет вернуться к проблемным моментам и повторять желаемые движения. Таким образом, можно подтянуть сложные элементы урока, располагая свободным временем и не вкладывая финансовых вложений. Если найти подходящие уроки не получается, то можно приобрести готовые учебные материалы на диске.
  • Если среди Ваших друзей есть опытные танцоры, то не нужно упускать возможность поработать с этим человеком. Это позволит обратить внимание на ошибки и получить ценные советы. Лучше всего совмещать комплекс мероприятий. Занимайтесь дома, с тренером, посещайте открытые уроки и торжественные мероприятия. Пробуйте танцевать с новыми партнерами.

Полюбите то, что вы делаете. Окружите себя романтикой и красивыми танцевальными атрибутами. Сделайте обучение танцам как хобби. Тогда гарантированно придёте к успешному результату.

Замечания:

  • При исполнении первой половины поворота первый шаг правой ногой выполняется вперед по диагонали между ступнями партнера. Первый шаг — активный, чтобы перейти на место партнера.
  • При исполнении второй половины поворота первый шаг левой ногой выполняется вперед по диагонали близко к партнеру, рядом с его правой ногой, на ту линию, где стоит партнер.
  • Поворот на 180 град. осуществляется за первый шаг. После первого шага и поворота партнеры должны уже поменяться местами и стоять опять лицом друг к другу.
  • Второй шаг оба партнера исполняют в сторону, вдоль линии танца.
  • У партнера, исполняющего первую половину поворота, второй шаг левой ногой в сторону должен быть чуть длиннее, чем у партнера, исполняющего вторую половину поворота.

Шоу мыльных пузырей

На детском празднике большую популярность приобретает «Шоу мыльных пузырей». Взлетающие ввысь прозрачные шарики приводят в восторг малышей, подросших детей и даже взрослых. Удивительный номер можно объявить следующим образом: Взлетают ввысь, на радость детворы,

Столь необычные прозрачные шары. Покружат в дивном хороводе, Догнать и лопнуть их попробуй! Это не дождь, не снег, не град, Ловить их рады все подряд, Как удивительно летают, На землю мягко оседают. И очень рады малыши Когда мыльный пузырь кружит. Из воды и мыла получилось чудо, Надуваешь шарик – и летать он будет. Облака летают с мыльных пузырей, Побеги за ними, лопни поскорей! Мыльные пузыри отличное шоу для маленьких детей, которое украсит детский праздник.

Литература

  1. «Современный бальный танец
    «. Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., «Просвещение», 1978 г.
  2. «Историко-бытовой танец
    «. Учебное пособие. И. Воронина. М., «Искусство», 1980 г.
  3. «Бальные танцы». Sarikojumu dejas.
    Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  4. «Танец
    «. Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
  5. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам
    . Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
  6. «Ритмика в школе, третий урок физической культуры
    «. Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону «Феникс», 2014 г.

Шуточную сценку или номер

Не только на шоу КВН бывают смешные представления. Шуточная сценка или юмористический номер может стать частью концертной программы или праздничного сценария. Перед номером юмористического жанра ведущий произносит соответствующую подводку.

Сейчас перед вами Смешными словами Артисты расскажут какую-то быль. Чтоб вы не зевали, Совсем не скучали И смех ваш веселый по залу проплыл. Смех – поднимает настроение, А, шутка сердце веселит, Для вас готово выступление, Где юмор и задор царит. Хотите посмеяться, За животы держаться? От хохота валяться? И шутки заценить? Мы вам покажем номер Забудете о дреме, Он сможет вас отлично Сейчас повеселить. Говорят, что смех жизнь продлевает, Да, и каждый из нас это знает. Так давайте же оздоровимся, Громким смехом объединимся. Представляет вам сценку чудесную. Для здоровья – очень полезную Ради шутки и вашей потехи Для веселого громкого смеха Покажем номер необычный Не смеяться будет неприлично. Прощай зевота и скукота! Пришла веселого смеха пора! Наш номер украсит улыбками лица, Забавная будет сейчас небылица.

Смешные подводки настраивают зрителей на позитив и необходимый лад. Они заранее расслабиться в ожидании шуточной сценки или юморески.

Видео к танцевальному элементу «Вальсовые повороты по 3 позиции»

Танцевальный элемент демонстрируют:

  • КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна — руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб;
  • КОРОТКОВА Наталья Феликсовна — руководитель коллектива бального танца «На Поклонной». Запись выполнена на танцевальных Семинарах — практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
  • Вальс в паре исполняют участники коллектива бального танца «На Поклонной», руководитель Короткова Н.Ф.

С чего начать?

Обычно на такой вопрос предполагают услышать в ответ небольшой рассказ о том, как стоять, шагать, куда смотреть. Однако, чтобы научиться танцевать вальс, для начинающих потребуется первым делом вовсе не разучивание позиции, а обустройство места для занятий.

Оно должно быть максимально похоже на танцевальный класс. Потребуется комната не менее 20 квадратных метров, максимально освобожденная от мебели. Это необходимо, поскольку кружить, как принцесса на балу, в помещении в 10 квадратов, заставленном креслами, шкафами, стульями и столами, достаточно сложно и под силу разве что героиням диснеевских сказок.

Потребуется большое зеркало, отражающее в полный рост, а еще лучше – несколько или панельная обшивка стены.

В качестве станка для разминки и предварительных упражнений можно приспособить простой деревянный карниз, хорошо его закрепив. Но если намерения заниматься серьезно нет, а интересует только то, как научиться танцевать вальс к какому-либо мероприятию, например выпускному, то устройством станка можно пренебречь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]